Лингвистические задачи

  1. Попробуйте решить математическую задачу. Обратите при этом внимание на значение каждого слова.

Лес имеет круглую форму, с диаметром 20 км. Как далеко лиса может забежать в этот лес?

  1. Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней.

Подлить – продлить, затрубить – отрубить, виноватый – извиняться, проданный – преданный, парный – паровой, конец – кончаться, смешить – смешать, безоблачный – разоблачить, носатый – носильщик, учитель – учитывать, слеза – слезать, сокровище – сокровенный, левый – львиный, нервный – неровный, старожил – сторожиха.

  1. Слово персона означает «лицо». Что же обозначают слова: персонал, персональный, персонаж, персонификация?
  2. Как вы думаете: потому ли роза называется розой, что она розового цвета, или же, наоборот, розовый цвет называется розовым потому, что это цвет розы?
  3. Маленькие дети иногда образуют свои слова вместо общепринятых: вместо солонка – сольница, вместо кондуктор – билетник, вместо вор – укральник, вместо компресс – мокресс.

Объясните пути образования этих слов.

  1. Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания.

Домов, столов, коров, голов, основ; степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей

  1. Пушкин рассказывал, что «Онегин был, по мненью многих… ученый малый, но педант». Что значит ученый малый?
  2. Сравните два предложения и определите, в каком из двух случаев выстрел получился нечаянно.

Мальчик натянул рогатку и выстрелил.

Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

  1. В приведенных предложениях неправильно расставлены знаки препинания. В результате появились бессмысленные выражения, противоречащие действительности или неясные, нечеткие по смыслу. Если правильно расставить знаки препинания, то каждое предложение будет правильным в смысловом отношении.

А. Анатомическо – арифметический парадокс:

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

Б. Охотники и рябчики.

Рябчики говорят: охотники  любят дремать на деревьях.

В. Солнце блеяло?

Когда солнце село с блеяньем и ревом, пришло стадо.

  1. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист ? Какой смысл они приобретут, если написать их с большой буквы?

11.Что общего в названиях городов: Красноуфимск, Кызыл, Червоноармейск, Улан – Удэ, Кзыл – Орда, Кизляр?

  1. Найдите название части тела человека, которая связана по происхождению со словом пятно. Раньше слово пятно обозначало след, отпечаток чего – либо.
  2. Все вы знаете басню И. А. Крылова « Квартет». Как бы называлась эта басня, если бы музыкантов в ней было 3? 5? 6?
  3. 1) Заполните пропуски в тексте ( одна черточка – одна буква) так, чтобы в каждом пункте получилось два варианта: а) О – ел ле – ал среди – – -ных – туч и с – ал б) –  ом стоял на – – -рке.
  4. Почему названия многих городов на Черном море оканчиваются на –поль? Назовите эти города?
  5. Что общего у слов капор, капюшон, капуста? Как знание этимологии слова поможет в написании слова?
  6. Переставьте в каждом слове буквы так, чтобы получились географические названия: Веки. Остров. Игра. Амур. Рука. Краса.