Методическая работа

Рабочие программы:

Методические разработки:


Методика работы над сочинением-описанием картины

Сочинение – самостоятельная письменная работа обучающегося, изложением им собственных мыслей, переживаний, суждений. Это учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста. В то же время оно является средством самовыражения личности ребёнка, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле сочинение и средство воспитания, формирование личности обучающегося.

Любое сочинение состоит традиционно из трёх частей: Вступление. Основная часть. Заключение. Независимо от темы сочинения, независимо от вида его, три эти важные композиционные части цементируют всю работу и помогают создать правильную, грамотную логику повествования. Поэтому о них нужно помнить всегда.

Особый вид сочинений – это сочинение-описание картины. Картины – это пособия, используемые для сочинений. Репродукции картин известных художников создают возможность связи уроков развития речи с уроками изобразительного искусства, развивают воображение, эстетический вкус обучающихся.

Организация работы над сочинением-описанием картины имеет ряд особенностей:

  1. Повторение, что такое текст-описание, повторение структуры текста-описания.

Структура текста-описания: 1)общее впечатление от предмета или увиденного; 2) непосредственно описание с выделением основных ярких признаков, с описанием деталей; 3) выражение личного отношения к описываемому предмету.

  1. Знакомство с историей создания картины, биографическими данными художника, относящимся к периоду работы над картиной. Значение картины.
  2. Рассматривание картины. Общее впечатление от картины. Кто главный герой или что изображено на картине? Что видим на переднем плане? Определение жанра картины. Средний и задний планы. Краски и цвета, техника, используемые художником. Время года, суток, историческое время и т.д. Какое вызывает настроение?
  3. Лексико-орфографическая работа по картине. Лексическая работа включает в себя подбор синонимов, однокоренных слов, раскрытие значений незнакомых слов, устаревших слов, необходимых для описания данной картины. Например, для описания картины Левитана «Март» необходимо вместе с обучающимися подобрать синонимический ряд имен прилагательных к словам «снег», «небо», «деревья», «тени». Тогда их работы будут отличаться разнообразием используемой лексики. Орфографическая работа – это, прежде всего, предупреждение орфографических ошибок в будущих сочинениях. На этом этапе организуется повторение ранее изученных орфограмм, которые могут встретиться в словах. Эту работу можно провести одновременно с лексической работой.
  4. Составление плана описания.

План.

1 Вступление:

а) Общее впечатление от увиденной картины, название картины, имя автора, при необходимости указать исторический период, в котором творил художник, время года или время суток, которое изображено.

б) Техника, в которой написана картина (акварель, масло, гуашь, пастель, карандаши)

  1. Главная часть.

а) Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, морской пейзаж, жанровая сцена (сельская, городская) исторический жанр, баталия (военные события, сцены боёв, поле боя)

б) Композиция картины. Как построено изображение? Планы. Определить их и описать подробно: первый план – то, что ближе всего к зрителю, средний план, задний. В этой части важно не просто перечислить планы, а описать, для чего служит каждый план и как планы связаны друг с другом, как они перекликаются. Что на картине главное, как это изображено, каков фон.

г) Цветовая палитра картины. Дать общую характеристику – яркая, жизнерадостная многоцветная, или сдержанная, скупая на разнообразие цвета. Описать тональность: тёплая гамма или холодная, светлые оттенки преобладают или тёмные – и почему. То есть, нужно не просто перечислять, а объяснять, почему художник выбрал именно эту гамму, что он хотел передать: радость, грусть, печаль, сосредоточенность, восторг и так далее.

д) Свет в картине. Откуда падает и что обрисовывает. Освещённость объектов. Каков характер светового потока: лучи, рассеянный свет, яркий солнечный, электрический, с какой стороны падает. Куда падают тени и насколько они живописны.

е) Идея картины. Ради чего создано произведение? Что хотел передать художник, какие хотел сообщить мысли, какие чувства намеревался пробудить у зрителя? Удалось ли это передать художнику? Какие чувства вызывает картина? Какое впечатление она оставляет? Заставляет ли сопереживать?

Заключение. Итоги и мировое значение произведения.

Описать личные впечатления и собственные чувства. Что пробудила картина, о чём заставила задуматься. Захотелось ли посмотреть другие работы художника и узнать о нём больше.

Пользуясь планом, нужно помнить, что к нему нужно относиться творчески. Например, что-то сократить, если картина не соответствует какому-то пункту. Можно поменять пункты местами. Например, о технике картины написать во второй или даже третьей части.

Советы для самостоятельной работы над сочинением

  1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.
  2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.
  3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.
  4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.
  5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.
  6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.
  7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.
  8. Составьте план сочинения.

Военная составляющая на уроках русского языка и литературы

Известно, что в формировании суворовца как военного человека немалую роль играют общеобразовательные предметы.  Преподаватели хорошо понимают, что обучение и воспитание должно иметь военно-патриотическую направленность. Учебники и учебные пособия не дают достаточно конкретного материала для проведения такой работы, и надо  во многом самостоятельно решать эту задачу. Многое сделали в этом плане все коллеги- преподаватели дисциплины «Русский язык и литература». Будучи отличными преподавателями, они подбирают такой учебный материал, который  ценен с точки зрения воинского, патриотического воспитания суворовцев.

Преподаватели не только заботятся о том, чтобы их питомцы получили глубокие и прочные знания, но и стремятся привить суворовцам интерес к будущей военной службе, выработать у них  качества, которые необходимы будущему офицеру. На любом уроке, будь то литература или русский язык, учебный материал излагается так, чтобы воспитывать суворовцев в патриотическом духе, прививать им интерес к будущей профессии.

Военная составляющая на занятиях русского языка и литературы   реализуется на разных  этапах урока: при работе над техникой речи, повторении изученного материала, актуализации знаний, изучении нового материала и первичном его закреплении.

Продолжение

Введение военной составляющей в содержание учебного предмета «Русский язык»

Ориентация современного образования на развитие творчески активной личности, заинтересованной во всё более самостоятельном познании, предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые компетенции, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. На уроках русского языка большую роль в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся играют тексты, предлагаемые для выполнения комплексных заданий. Содержание таких текстов бывает направлено не только на развитие языковой и лингвистической компетенций обучающихся, но и играет определённую роль в развитии личностных качеств подростка.

В Уссурийском суворовском военном училище  Согласно Указаниям статс-секретаря заместителя министра обороны РФ от 05.07.13. №173/УВО/4/859 в содержание уроков введена военная составляющая. На уроках русского языка это осуществляется через языковой практический материал. Тексты, предлагаемые преподавателями на уроках для работы, содержат в себе военную лексику, что позволяет акцентировать внимание обучающихся на военно-профессиональной подготовке.

Пособие

screenshot_5