Подготовка к ОГЭ |Подготовка к ЕГЭ
Курс “Эффективное чтение”
Данный курс носит сугубо практический характер, учит умелому, успешному, эффективному взаимодействию ученика с текстом и способствует, таким образом, процессу формирования у учащихся учебно-информационных умений и навыков, которые обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации учебного текста для решения учебных задач.
Понятия и инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений.
Основные задачи курса:
- ознакомить учащихся с правилами чтения по алгоритму;
- научить применять на практике алгоритм эффективного чтения;
- способствовать формированию у школьников активного и осознанного отношения к процессу чтения.
Рекомендации по реализации военной составляющей на уроках русского языка и литературы
Военная составляющая на уроках русского языка и литературы должна реализовываться на разных его этапах: при работе над техникой речи, повторении изученного материала, актуализации знаний, изучении нового материала и первичном его закреплении.
Во-первых, каждый урок обязательно сопровождается соблюдением воинских требований (рапорт дежурного, приветствие, ответы суворовцев, завершение урока).
Во-вторых, подготовка преподавателями к уроку должна строиться с учётом реализации военной составляющей на разных этапах:
1.Работа над техникой речи. Учащимся для чтения предлагаются чистоговорки и скороговорки, содержащие военную лексику (значение незнакомых слов поясняется с опорой на толковый словарь).
Например:
Пролетали летчики над аэродромом, летчиков- пролетчиков одолела дрема. Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, да зарапортовался (рапорт – служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику).
2.Проверка готовности суворовцев к уроку.
–При проверке знания учащимися теоретического материала задания самоподготовки можно проводить в форме игры «Вызываю огонь на себя!» (один суворовец на фоне слайда с изображением боевых действий отвечает на пять вопросов товарищей по ранее изученным темам):
Возможно проведение лексико-орфографической работы:
-Написать как можно больше слов военной тематики.
Например: танк, бой, солдат, офицер, партизан, командарм, дивизия, землянка, патрон, граната, полевой госпиталь, блиндаж, воронка от снаряда, ранение, пленный, плен, захват, штурм, бомбардировщик, полевая кухня, радист, разведка, разведчик, гаубица, осада и т.д.
3.Этап актуализации знаний.
На данном этапе возможно использование материала календаря памятных дат и использованием текстов, связанных с данными событиями:
8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
27 января – снятие блокады Ленинграда;
2 февраля – победа в Сталинградской битве;
23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) – День защитников Отечества.
4.Определение темы урока.
Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается «Облако слов» военной тематики, записанных в виде пятиконечной звезды, определив часть речи которых, суворовцы формулируют тему урока.
5.Изучение нового материала.
1)При изучении темы «Междометие» рассматривается история слова «Ура». «Ура»… Сейчас выражение положительных эмоций, а изначально сигнал о том, что первые ряды пошли врукопашную.
2)При изучении темы «Устаревшие слова» вспомнить и записать устаревшие слова: Одежда и доспехи древнерусского воина: кольчуга, кираса, шелом, шуйца, щит, меч, палица, праща, кистень
- Закрепление изученного материала.
1)При закреплении знаний по теме «Разряды числительных» используются тексты военной направленности. Например:
-Записать текст, определить разряды числительных.
1 декабря 1943 года – день образования Уссурийского СВУ. До 1957 года суворовское училище располагалось в Курской области. В числе воспитанников были мальчики, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны.13 суворовцев принимали участие в боях с немецко- фашистскими захватчиками. 8 мальчиков были участниками партизанской борьбы. В 1957 году училище передислоцировали в г. Уссурийск Приморского края. С 1 декабря оно стало именоваться Дальневосточным суворовским военным училищем. С 1965 года училище именуется Уссурийским.
-Заполните пропуски числительными. Определите разряды и синтаксическую роль числительных в предложении. Наш взвод появился на свет___сентября_____года. Тогда нас называли_____, а сейчас мы____. В нашем взводе____человек. За каждой партой сидит__суворовца. Каждый день мы получаем по ___ оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим взводом. Поэтому учимся на ___и ___.
-Записать текст, определить группы числительных по составу.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул на них еще 30 танков. 28 героев бились с врагом до последней капли крови. Ни одного танка они не пропустили.
Таким образом, при методически верном подходе к построению урока использование подобного рода материалы помогут активизировать мыслительную деятельность суворовцев, помогут сформировать патриотические чувства будущего защитника Отчечества.
Игры
Тренажеры
Имя прилагательное
Служебные части речи
Методическая разработка по теме «Нетрадиционные уроки литературы» для преподавателей русского языка и литературы
Современная система образования развивается очень быстро. В первую очередь это обусловлено изменением отношения к ученику как к объекту образования. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Соответственно, необходимо изменение в формах проведения самого образовательного процесса. Программы требуют нового подхода не только к характеру отношений учитель-ученик, но и к характеру урока, на котором взаимодействуют учащиеся и учителя. Поэтому традиционная система уроков видоизменяется, появляются новые виды, формы уроков, которые в современной методике преподавания русского языка и литературы принято называть «нетрадиционными». Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Мы считаем нашу работу актуальной, так как в настоящее время концепция нетрадиционных уроков занимает главенствующее место в методике литературы и русского языка, но еще не до конца разработана методистами, так как существует недостаточное количество уроков-образцов, представляющих эту концепцию; а мы, в свою очередь, пытаемся проанализировать и, по возможности, дополнить имеющиеся разработки.
Хотим отметить, что количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки не должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения. Мы склонны принимать позицию большинства в данном вопросе и утверждаем, что нетрадиционные уроки являются лишь одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, но они – требование времени, и отказаться от них невозможно. Невозможно не отметить тот факт, что нестандартные уроки литературы способствуют и развитию читательского интереса, а нестандартные уроки русского языка помимо того, что вызывают, формируют и закрепляют устойчивый интерес к родному языку как основной учебной дисциплине, они обладают ещё одним существенным преимуществом, которое заключается в развитии творческих способностей и образного мышления детей.