Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки по русскому языку
Работа по самоподготовке тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок, так как на каждом уроке по русскому языку в 5 классе изучается новая тема.
I.При выполнении заданий самоподготовки по русскому языку рекомендуется:
1.Изучить теоретический материал учебника по теме, изученной в классе на уроке. При этом каждый суворовец читает правило, запоминает и пересказывает его соседу по парте. Для большей эффективности офицер-воспитатель спрашивает знание правила суворовцами (по своему выбору).
2.После изучения правила выполняется работа по применению теоретических знаний на практике – выполнение упражнений.
Перед выполнением упражнения необходимо внимательно прочитать задание, текст упражнения с целью его осмысления, выяснить, какие дополнительные задания необходимо выполнить. Письменные задания на самоподготовку могут даваться на базовом уровне и дифференциированные.
По мере выполнения заданий могут быть выявлены лидеры (суворовцы, которые справились с заданием раньше других), выполнение работы которых может быть проверено воспитателем по образцу. Суворовцы, которые справили с выполнением задания без ошибок, могут быть назначены консультантами при проверке выполнения задания у других суворовцев.
II.При подготовке к словарным диктантам проводится следующая работа:
-каждым суворовцем изучаются слова индивидуально;
-записываются под диктовку на листочках;
-проводят самопроверку по образцу;
-выполняют работу над ошибками (доучивают слова, в которых допущены ошибки).
III.При подготовке к контрольным диктантам суворовцами повторяются темы, которые будут включены в контрольную работу.
«Взаимодействие воспитателя и преподавателя при организации самоподготовки» (преподаватель – Муравьёв О.А., I рота)
I.Знание воспитателем педагогических и психологических основ учебного процесса.
Опыт работы в учреждении показывает что, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемые к воспитаннику учителями-предметниками, поэтому первым шагом моей деятельности в данном направлении было знакомство воспитателей (классных руководителей) с требованиями по русскому языку к учащимся 5-х классов (учебная программа, объём усвоения учебного материала, критерии оценивания устных ответов и письменных работ).
II.Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки по русскому языку
Работа по самоподготовке тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок, так как на каждом уроке по русскому языку в 5 классе изучается новая тема. С целью качественного выполнения задания самоподготовки по русскому языку мною были составлены методические рекомендации для воспитателей.
I.При выполнении заданий самоподготовки по русскому языку рекомендуется:
1.Изучить теоретический материал учебника по теме, изученной в классе на уроке. При этом каждый суворовец читает правило, запоминает и пересказывает его соседу по парте. Для большей эффективности офицер-воспитатель спрашивает знание правила суворовцами (по своему выбору).
2.После изучения правила выполняется работа по применению теоретических знаний на практике – выполнение упражнений.
Перед выполнением упражнения необходимо внимательно прочитать задание, текст упражнения с целью его осмысления, выяснить, какие дополнительные задания необходимо выполнить. Данная работа выполняется вслух под контролем воспитателя. Письменные задания на самоподготовку могут даваться на базовом уровне и повышенном (дифференцированные).
По мере выполнения заданий могут быть выявлены лидеры (суворовцы, которые справились с заданием раньше других), выполнение работы которых может быть проверено воспитателем по образцу. Суворовцы, которые справили с выполнением задания без ошибок, могут быть назначены консультантами при проверке выполнения задания у других суворовцев.
II.При подготовке к словарным диктантам проводится следующая работа:
-каждым суворовцем изучаются слова индивидуально;
-записываются под диктовку на листочках;
-проводят самопроверку по образцу;
-выполняют работу над ошибками (доучивают слова, в которых допущены ошибки).
III.При подготовке к контрольным диктантам суворовцами повторяются темы, которые будут включены в контрольную работу.
III.Посещение занятий самоподготовки преподавателем.
Даже если воспитатель будет следовать всем инструкциям и рекомендациям по организации и выполнению заданий по тому или иному предмету, он всё равно не сможет оказать суворовцам такой помощи своим воспитанникам, как это может сделать учитель-предметник, поэтому контроль выполнения заданий преподавателем в часы самоподготовки лишним не будет. Данная работа мною проводится регулярно (в понедельник и среду) и по мере необходимости (накануне контрольных диктантов и контрольных работ, после изучения сложной темы и др.). Иногда нет необходимости нахождения преподавателя в учебном классе во время проведения самоподготовки, т.к. любой суворовец, если возникнут вопросы, может подойти к преподавателю в преподавательской.
IV.Индивидуальная внеурочная работа с суворовцами.
Не всегда на уроке удаётся уделять особое внимание суворовцам разной категории (сильные, слабые, пропустившие занятия по болезни и т.д.), поэтому командиром роты (старшим воспитателем Маковым Е.Г.) спланированы дополнительные занятия по русскому языку, математике и английскому языку. По русскому языку они проводятся в понедельник и среду с 16 ч. до 16 ч. 40 мин. Всеми суворовцами заведены тетради для дополнительных занятий. С суворовцами пишутся тематические тексты, выполняются грамматические задания. В качестве контроля проводится самопроверка, взаимопроверка и проверка преподавателем. Суворовцам, которые получили неудовлетворительные отметки по проверочным работам, выдаются карточки с дополнительными заданиями, после выполнения которых суворовцы сдают на проверку преподавателю.
- V. Заключение.
Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, так как ничто не утомляет детей так, как однообразие. Каким бы разумным ни был порядок проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, экспериментировать и применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.
Памятки для самоподготовки
Как выучить стихотворение?
- Стихотворение начинают учить лишь после того, как стала понятна его мысль и прочувствовано настроение.
- Читая строку за строкой, строфу за строфой, воссоздайте в своём воображении всё то, о чём пишет поэт – картины, явления… Игре воображения помогает поэтический язык произведения – эпитеты, метафоры, сравнения. Выделяйте их при чтении интонацией.
- Мысленно отметьте про себя: здесь – раздумье, а здесь – гнев или боль…
- Расставь в малознакомых словах правильные ударения, карандашом отметь паузы, повышение и понижение голоса.
Когда пишите сочинение:
- Не злоупотребляйте цитатами, особенно большими.
- Избегайте повторяющихся слов.
- Употребляйте только те слова и выражения, которые вам хорошо понятны.
- Следите за правильностью связи слов в предложении.
- Не пишите обрывочных, незаконченных предложений.
- Следите, чтобы в сочинении прослеживалась основная мысль.
- Не отступайте от темы сочинения.
- В сочинении должны быть композиционные части: вступление, основная часть и заключение.
Как высказать мнение о литературном герое?
- Начните с портрета. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя? Что прежде всего привлекло ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
- Обратите внимание на речь героя: есть ли особенности? О чём они говорят?
- Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми? Кто о нём говорит и как именно?
- Как в поступках проявляются его ум характер, нравственные качества?
- Как вы полагаете, что думает о своём герое автор? Что он хотел сказать, изображая его таким?
- Наконец, что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
Как знакомиться с новой книгой, чтобы составить о ней представление?
Вы взяли в руки новую книгу. На что следует обратить внимание при первом знакомстве с ней?
На заглавие, которое, как правило, указывает главную мысль. Нет ли у книги подзаголовка, который уточняет или дополняет заглавие?
Очень часто посвящение проясняет личность и идейные позиции автора. Обращаем внимание на эпиграф, который выражает главную мысль произведения.
Аннотация – предельно сжатое указание на тему, идею и главные проблемы книги; помещается обычно на обратной стороне титульного листа.
Книга может иметь предисловие, которое сообщит, с кем вы встречаетесь на трудном пути познания. Предисловие облегчает читателю понимание книги.
Послесловие чаще всего отвечает на вопросы, возникающие у читателей после прочтения книги.
Примечания, имеющие справочный характер, обычно даются в сносках. Объясняются специальные термины, малоупотребительные слова.
Указатели – это списки имён, названий, понятий, терминов, с обозначением страниц, на которых они упоминаются.
Таким образом, даже бегло просматривая книгу, можно получить довольно полное представление о её содержании и вопросах, в ней затронутых.
Готовимся к анализу лирического произведения
- Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции для работы над анализом лирического произведения
Личностное отношение | Эмоционально-оценочное значение | Для рассказа о художественном своеобразии произведения |
Я вижу…(слышу, полагаю, думаю…)
Перед моими глазами встаёт… Часто наблюдается… Одно из интересных… На мой взгляд… Можно заметить… Как хочется… Хотелось бы думать… |
Гимн любви
Символ веры Жизнеутверждение Оптимизм Пафос Открытие прекрасного Вера Проникновение Лиризм Романтический взгляд |
Идейно-художественное значение
Художественные средства Исходная тема Контрастные интонации Строфика Многообразие рифмы Стиль Ритмический рисунок Народная лексика |
- Синтаксические конструкции
Эмоционально-оценочные | Аналитические |
Когда я впервые внимательно прочёл…
Стихотворение – одно из понравившихся, потому что … Оно полно… Неторопливо, быстро, раздумчиво, свободно, естественно движется …. В каждой строке чувствуется…. Так постепенно поэт переходит к …. |
Среди других произведений этих лет…
Это стихотворение – (жанр: исповедь, элегия и т.д.) Первые строки… Но уже в следующей строфе… Резкая смена интонации ведёт… Что означают эти слова? Нет, не случайно поэт…. Своеобразие этих строк в том … |
План работы над орфограммой
- Поставь в слове ударение.
- Подчеркни безударную гласную или согласную букву, которая находится в слабой позиции.
- Выдели морфему, в которой находится буква-орфограмма.
- Подбери проверочное однокоренное слово или примени правило, позволяющее выбрать правильное написание.
- Подчеркни двумя чертами условие орфограммы.
Требования к выполнению задания самоподготовки
- Перед выполнением самоподготовки сделай работу над ошибками в выданной тетради.
- Прежде чем выполнять упражнение, внимательно прочитай правило, заданное преподавателем.
- Ознакомься с заданиями к упражнению. Выполни устное задание (если есть).
- Начинай выполнять задания по порядку, не пропуская грамматических разборов.
- Старайся писать аккуратно. Использовать корректор нельзя!
- При выполнении грамматических заданий и обозначении орфограмм пользуйся простым карандашом.
- Проверь ещё раз написанное тобой. Уважай не только себя, но и того, кто будет читать твою работу.
Советы, пишущему сочинение-отзыв о прочитанном
Элементы, включаемые в отзыв:
- Автор произведения.
- Жанр произведения.
- Главные действующие лица.
- Место, время действия.
- Краткое содержание (сюжет, а не пересказ!).
В работе над отзывом вам помогут вопросы:
- Какова тема и основная мысль произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нём события?
- Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Кто из героев особенно понравился? Почему?
- Каков язык книги (что запомнилось, показалось смешным, новым)?
- Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
- Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.
Композиция текста повествования
Зачин | Сюжет | Концовка | ||
Завязка | Кульминация | Развязка | ||
Лето я провёл в деревне. | Как-то раз…
Однажды… |
Вдруг…
Неожиданно… Внезапно….
|
Чем всё закончилось?
Все увидели, что это…. |
Оценка событий.
С тех пор… |
Композиция текста-описания
- Общее впечатление о предмете описания. (Яркими красками расписала осень лес.)
- Описание деталей: внешности, помещения, природы. (Хрупким золотом желтеют берёзы. Вызывающе краснеют гроздья калины.)
- Отношение к описываемому предмету. (Красив лес осенью!)
Композиция текста-рассуждения
- Тезис (утверждение, которое нужно доказать). (Осень – моё любимое время года.)
- Доказательства.
Во-первых,….
Во-вторых,….
В-третьих,….
- Вывод (подтверждение тезиса).
Таким образом,….
Итак, ….
Памятка по работе с эпизодом
- Перечитайте выбранный эпизод.
- Последовательно ответьте на вопросы: о чём идет речь? Что произошло? Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они? Как начинается эпизод? Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? Ваше отношение к данным героям и событиям. Как завершается эпизод? Основная мысль эпизода.
- Отметьте в эпизоде внесюжетные элементы: портрет, интерьер, пейзаж, речь героев.
- Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали. Объясните их значение.
- Какие противоречия, проблемы, вопросы, изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?
- Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям в рамках эпизода?
- Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
- Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.